Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Наиболее важное и интересное на тему онтологии текстов и литературного творчества. Супраментальный роман.

Литературный календарь

10 марта 1772 года родился Фридрих Шлегель (Friedrich SCHLEGEL) (Ганновер — 12.01.1829, Дрезден), немецкий философ, критик, писатель и поэт, стоявший у истоков романтизма, который первым и применил этот термин в литературе. Брат Августа Вильгельма фон Шлегеля, историка литературы, критика, поэта и переводчика, который впоследствии стал рассматривать оппозицию классицизм — романтизм, и который как-то заметил, что «господствующий принцип древней музыки — ритм и мелодия, новой — гармония». Я добавил бы к этому, что последующим принципом должно было бы стать воплощение — эх, дожить бы!

Фридрих учился в Гёттингене и Лейпциге, где изучал классическую филологию. В 1797 году опубликовал сборник эссе «Греки и римляне» (Die Griechen und Rmer) и в 1798 «Историю поэзии греков и римлян» (Geschichte der Poesie der Griechen und Rmer, незаконч.). В этих работах, написанных под влиянием И. И. Винкельмана, прообразом истинного искусства была древнегреческая поэзия, воплощение «объективно-прекрасного»; автор резко критикует культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному».

Но уже в том же 1978 году совместно с братом он приступает к изданию журнала «Атенеум» («Athenaeum», 1798-1800), где формулирует программные идеи йенского кружка романтиков. Теперь он утверждает специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличии от «классического», античного), вершинами которого называет Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. Шлегель выдвигает идею романтической поэзии как универсальной, на этот раз отвергая нормативную эстетику. Его утопический идеал новой культуры, это эстетический процесс, преображающий мир, стремящийся к «бесконечной полноте универсума», находящийся в непрестанном творческом становлении, принципиально незавершённый, постоянно рефлектирующий по поводу себя и своих созданий, сливающий воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Шлегель опять же видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — «Разговор о поэзии», 1800). Особая роль в романтической эстетике отводилась творцу — автору. Ф. Шлегелем создано учение о романтической иронии, как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемым материалом и средствами изображения.

Ведущим жанром романтизма Шлегель считал роман, в наибольшей степени отвечавший требованию универсальности, называя его «энциклопедией всей духовной жизни гениального индивидуализма». Автор романа «Люцинда» (1799), воспринятого многими современниками как литературный скандал, обвинившими автора в пренебрежении нормами «добропорядочного общества». В этом неоконченном и фрагментарном произведении содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины. Он ценен, прежде всего, своей автобиографичностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М. Мендельсона, 1729–1786), на которой он женился в 1804 году.
В 1801 году вышли «Характеристики и критические очерки» (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1–2,), которые стали своего рода каноном новой романтической критики. Здесь впервые провозглашалась обязанность критика понимать и раскрывать (интерпретировать) как смысл самого произведения, так и индивидуальность автора.

В 1802-04 Шлегель издаёт в Париже журнал «Европа» (1803-05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В 1802 Шлегель читает лекции по философии, занимается ориенталистикой. Затем издаёт журнал «Поэтический дневник» (1805–1806). В 1808, приняв католичество, переезжает в Вену. С 1809 на австрийской государственной службе, сотрудничает с К. Меттернихом, выступает с политической публицистикой.

Произведение «Von der Sprache und Weisheit der Inder» («О языке и мудрости индийцев», 1808) положило начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии.

И всё-таки Шлегель не отошёл от своего глубинного юношеского консерватизма, который проявился в конце его жизни в издаваемых им влиятельных журналах. Романтический пыл Французской революции уступил место «истинной империи». Он также успел переработать многие свои прежние произведения, примиряя их с католицизмом. В «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (т. 1-2, 1829), «Философии языка и слова» (1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).

Фридрих Шлегель был не только идеологом немецкого романтизма, он оказался и основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

Литературный календарь

10 марта родился Фридрих Шлегель