Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

Литературный календарь

12 марта 1889 года родился Вацлав Фомич Нижинский (Киев — 11.04.1950, Лондон), российский артист балета, балетмейстер.

«Почему я такой несчастный? Почему, имея возможность удивлять своим искусством, в обычной жизни я остаюсь слабым, нерешительным и в крайней степени безвольным существом? Почему я не умею организовывать вокруг себя пространство, не умею позиционировать и продавать свой продукт? Зато легко увлекаюсь чем попало и также легко разочаровываюсь во всём, что приводит к неизбежному конфликту с окружающим меня миром? Почему мир так жесток со мной?»

Предполагаю, что подобные вопросы задаёт себе каждый подлинный художник. И как-то само собой напрашивается аналогия с положением апостола Петра, который, жалуясь на немощь, просит Иисуса оградить его от преследований дьявола. На что Иисус отвечает: через немощь твою является миру Слава Господа.

Естественно, что у каждого художника время от времени зреет попытка изменить существующий порядок вещей. Собраться в кулак, выразить характер, заявить протест и прочее — все возможные интерпретации, которые могут прийти в голову организму, более привычному к спонтанному, чем конструктивному и логическому мышлению. Такие попытки нельзя назвать успешными, скорее всего тщетными.

Легендарная фигура Нижинского до сих пор остается в конфликте не только с окружающим нас миром, но и тем, что мы привычно называем реальностью. Сила его творчества непроизвольно заставляет мистифицировать личность (не проходит и года, чтобы не появилась новая работа о нём, и это спустя более ста лет со дня рождения). Многочисленные авторы его публичных биографий склонны к желаемой эпатажной образности (впрочем, и без того свойственной публицистике), приписывая тщедушному и безвольному юноше ни бог весть какие прегрешения. Его дневник, проданный в 1979 году с аукциона, представляют собой сборник сексуальных фантазий и философствующей бездарности. Ни заслуженным гомосексуалистом, ни онанистом Нижинский в реальности не был. Но факт остаётся фактом: слабый рассудком, к тому же отягощённый наследственной шизофренией, балерун совершил свой демонстративный прыжок в искусстве (после его выступлений энтузиасты долбили сцену и ощупывали балетные туфли в поисках тайных пружин). Вспомним слова ещё одного сумасшедшего художника того времени — времени прыжков, переворотов и революций — «Я поверю только в такого бога, который умеет танцевать». Нижинский сам себя назвал «Божьим шутом». Был ли он в действительности шутом от Бога для всех нас так и останется загадкой.

Родился Вацлав на Украине в Киеве. В тот вечер гуляли масленицу, и его отец, прыгнув выше всех, поймал серебряную чашечку — не разыгранный приз в лотерею. В семье профессиональных танцоров судьба новорождённого была как бы и предопределена.

Нижинскому сама собой выпадала роль продолжателя династии в четвёртом поколении. Отец Томаш (Фома), танцовщик и балетмейстер, из польских разночинцев. Мать Элеонора Николаевна (урожденная Береда), танцовщица Варшавского Императорского театра. После выхода отца на пенсию (из того же театра) семья гастролировала с некой труппой по разным городам: например, Париж, Петербург, Киев, Минск, Тифлис, Одесса — такая вот география! Бродячая жизнь актёров, дешёвые гостиницы — всё это впитывалось, как говорится, с молоком матери. Она же и преподаёт Нижинскому первые уроки танца.

В обычной жизни Вацлав вылуплялся замкнутым, неуклюжим и туго соображающим ребёнком. Дальше будет ещё хуже. Его внутренний мир так и не найдёт других точек соприкосновения с реальностью, кроме одной — танца. Специфический дебют состоится в pas de trois, сочинённом отцом специально для 6-летнего Вацлава, его старшего брата и младшей сестры, Брониславы Нижинской. Когда отец покидает семью и уходит к другой женщине, Нижинскому девять лет.

Мать легко убеждает сына в необходимости карьеры танцора. В 1898 году поступает в Петербургское театральное училище, быстро обращает на себя внимание. Его огромные прыжки говорили не только о феноменальных физических возможностях, но и о природной пластике и артистизме. При наличии выдающихся педагогов (Н. и С. Легат, М. Обухов), из невысокого, неповоротливого и мрачного в обычной жизни молодого человека, сформировался гений балетного искусства. До своего совершеннолетия получает престижную стипендию Дидло.
Непостижимая склонностью к перевоплощению, к созданию образа — вот подлинная тайна Нежинского. В мальчике поражала внешняя замкнутость, отстраненность от окружающих, даже некоторое вялое равнодушие, которое мгновенно сменялось в танце удивительной открытостью, напряженностью эмоциональной жизни, контактностью со зрителями. Впоследствии тысячи людей восхищались не только совершенством танца Нижинского, их неотразимо привлекала личность художника.

В 1907 году, после окончания школы, Вацлав Нижинский был зачислен в труппу петербургского Мариинского театра. В рецензиях на выпускной спектакль отмечалось, что будущий артист шутя преодолевает все трудности, но особенно привлекателен он своим уникальным полётным прыжком.

Литературный Ежедневник
Вацлав Фомич Нижинский

С чем я могу полностью согласиться, это с представлением о том, что искусство опережает время. Всё, что составляет наше понимание, приходит опосредовано через искусство. Но поскольку сознанию современного человека более привычны ментальные конструкции, то объяснить его ассоциативные прыжки не представляется возможным.

Любимым его романом был «Идиот».

«Я ценю шутки, так как я Божий клоун. Но я считаю, что клоун идеален, только если он выражает любовь, иначе он не является для меня Божьим клоуном…»

Его постановка «Весны священной» Игоря Стравинского в Париже в 1913 стала новаторской и в композиции, и в экспрессии танца… и вылилась в грандиозный скандал: публика устроила обструкцию, попытавшись сорвать представление, дошло до рукопашной. Тем не менее, именно творческие искания Нижинского во многом определили пути развития хореографии в XX веке.

Он родился с огромным внутренним напряжением, которое впоследствии заставило бежать в страхе даже рассудок. Его случайным развоплощением стал балет. Видите ли, угораздило родиться в семье бродячего танцовщика. Поступил учиться в балетную школу при петербургском Мариинском театре. Из Мариинки его выгнали по «неудовольствию» членов императорской семьи смелым костюмом в партии Альберта из «Жизели». Дягилев обещал ему великое творчество, если тот не станет спать ни с одной женщиной. Танцевал на балетной сцене не более десяти лет, и последующие тридцать лет жизни провёл в сумасшедшем доме.

Всё, что мы знаем о творчестве Нижинского, доступно из описаний его современников, поскольку никаких возможностей в живую запечатлеть балетное искусство тогда не было. Отмечая «акробатическую легкость», «высоту прыжков», «восхитительную грацию и изящество походки, жестов, поз», современники не переставали удивляться тому, как все элементы балетной техники приобретали «неожиданный смысл и художественную важность», каким непревзойдённым чутьём и внутренней силой раскрывает Нижинский идею каждой формы и каждого элемента танца.

Жан Кокто так писал о финале балета «Призрак розы» на музыку «Приглашения к танцу» К. М. Вебера:

«Нижинский исчезает в окне прыжком столь патетическим, столь отрицающим законы равновесия, столь изогнутым и высоким, что никогда теперь летучий запах розы не коснется меня без того, чтобы не вызвать с собой этот неизгладимый призрак».

Александра Бенуа об образе Петрушки в балете Стравинского «Петрушка»: «Он вдохнул душу в печальный и трагический персонаж… Он вычеканил роль столь необычно, что в этом смысле ему можно приписать авторство… то была марионетка… и вместе сознательное и жалкое создание, раздираемое всеми чувствами. Он нашёл это раздвоенное и слитное выражение».

После спектаклей энтузиасты ощупывали сцену и воровали его балетные туфли, проверяя, нет ли там тайных пружин.

Литературный Ежедневник
Вацлав Фомич Нижинский

Французский сюрреалист Жан Кокто восхищался: «В нём воплотилось таинственное дитя Септентрион [Севера], который умер, танцуя на берегу Антибы. Юный, прямой, гибкий. Он ходит на кончиках пальцев мелкими, уверенными шажками, он собран, как пальцы в кулак, у него длинная мощная шея, как у Донателло, его тонкий торс контрастирует с чрезмерно развитыми бедрами, он похож на юного флорентийца, в котором жизни больше, чем во всём живом, и его повадки так похожи на кошачьи, что становится страшно. Он перевернул все законы равновесия с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке фигуру; он легко вращается в воздушном пространстве, он отвергает рай тысячей различных способов, его танец скорее похож на любовное стихотворение, написанное заглавными буквами».

«Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить — вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нём. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга.
Бог Нижинский».

Литературный календарь

12 марта родился Вацлав Нижинский