Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

Литературный календарь

20 марта 1905 года родилась Вера Федоровна Панова (— 3.03.1973), советский писатель и драматург, создавшая ряд знаковых произведений в жанре соцреализма и исторической прозы.

Родилась в Ростове-на-Дону. Отец из купеческой семьи, работал в ростовском банке общества взаимного кредита. Погиб при невыясненных обстоятельствах, катаясь на яхте, когда Вере было пять лет. В 1915 году Вера поступила в частную гимназию С. Я. Любимова. Но проучилась только два класса. В семье не было денег, большевики заняли Ростов.

«…снова водворилась дома, чтобы вольно читать, что хочу, сочинять дурацкие девчоночьи стишата и заниматься то тем, то сем, всегда, в сущности, мало продуктивным — то побренчать гаммы на рояле, то почистить в кухне морковку, делая вид, что помогаю няне готовить, то полить цветы на подоконниках».

В графе об образовании в последующем писала: самоучка. С 15 лет стала зарабатывать репетиторством, подготавливая малышей к школе. Знакомые устроили писать заметки в газету «Трудовой Дон». Редактор поставил условие: взять псевдоним. Фамилия «Панова» казалась ему мещанской.

В 20 лет вышла замуж за поэта Арсения Старосельского. Но брак не сложился. Не спасло и рождение дочери. Старосельский всех её близких считал мещанами и заставлял, как это не смешно сейчас прозвучит, читать «Капитал». Развелись осенью 1928 года. И сражу же Панова вышла замуж за журналиста Бориса Вахтина, родив ему двух сыновей: в 1930 году Бориса и в 1932 году Юрия.

Прочитав «Поднятую целину» Шолохова, под впечатлением Вера написала пьесу «Весна», которую поставил ростовский театр. Пьеса имела успех, несмотря на весьма сомнительное художественное достоинство. Но ведь «новое советское искусство» также только начинало себя осознавать.

В декабре 1934 года, после убийства Кирова, Бориса Вахтина обвинили в троцкизме и уволили из газеты «Молот». Сразу же уволили из газеты «Ленинские внучата» и Панову. 12 февраля 1935 года мужа арестовали и приговорили к 10 годам лагерей. Через год с лишним она добилась свидания. Свидание было первым и последним. Вахтина осудили повторно.

Спасаясь от возможных репрессий в адрес жены «врага народа», Панова перебирается к родным мужа на Украину. Там она пишет пьесу на конкурс для колхозного театра и занимает первое место.

«Я писала прилежно час за часом, и хотя эта пьеса не была продиктована ни вдохновением, ни тесным родством с материалом, кое-что в этой работе доставляло мне настоящую творческую радость: создание судеб и характеров, драматичность некоторых ситуаций, удачно найденное слово».

Параллельно Панова пишет пьесу «Старая Москва», но уже для всесоюзного конкурса. И здесь она становится не просто лауреатом, но и сразу два театра в Москве и в Ленинграде готовят пьесу к постановке. Друзья помогли перебраться Вере Фёдоровне с дочерью в город Пушкин (Царское село).

Началась война. До прихода немцев эвакуироваться она не успела. С невероятными трудностями посчастливилось перебраться с дочерью обратно в Шишаки к сыновьям. В сентябре 1943 года их освободила Красная армия. Узнав о бедствиях Пановых, бывший муж Арсений Старосельский, находившийся в эвакуации за Уралом, оформил всем вызов в город Молотов. Здесь она пишет повесть «Семья Пирожковых». Повесть сразу включает в альманах «Прикамье» директор местного издательства Людмила Римская. В декабре 1944 года Пановой предлагают отправиться на военно-санитарном поезде № 312 на фронт и написать об этом.

«Я закончила две первые главы первой части повести «Санитарный поезд»; они составили свыше двух печатных листов. Дуся моя дорогая! Мне они нравятся. Это очень нагло писать так? Но, по-моему, просто бестактно подсовывать людям то, что самой не нравится, правда? Милая, хорошая, мне нравится то, что я пишу! У меня звенит в серединке, когда я это пишу. Я себя не узнаю в этой вещи. У меня новый голос. Я позволяю себе всё, что хочу. А хочу я ужасно многого! Я резвлюсь в этой повести, как жеребёнок на лугу, – что мне и не приставало бы: пять дней назад мне исполнилось, слава богу, 40 лет».

В процессе работы появилось новое название: «Спутники». В «Знамени» повесть опубликовали в 1946 году. А через год писательнице дали за неё Сталинскую премию первой степени. Это произведение действительно одно из лучших произведений о войне в отечественной литературе (в 1975 Пётр Фоменко поставит по «Спутникам» уникальный фильм «На всю оставшуюся жизнь»). После войны Панова пишет ещё две повести, которые считаются «слабыми». Но за них автор получает ещё две Сталинские премии.

Лучшими её произведениями окажутся «Сентиментальный роман» и повесть «Сережа». В последние годы писала исторические повести. На основе её произведений создано много замечательных фильмов. Корней Чуковский писал о ней: «Сейчас уехала от меня Вера Федоровна Панова — первая вне всякого сравнения писательница Советского Союза — простая, без всякого чванства. Ярко талантлива и очень естественна в каждом движении — держит себя как самая обыкновенная женщина». Её третий муж, писатель и диссидент Давид Дар через 3 года после её смерти уехал в Израиль. Сын, писатель и переводчик Борис Борисович Вахтин стал другом Сергея Довлатова и лидером питерской литературной группы «Горожане». Принял участие в выпуске неподцензурного альманаха «Метрополь», опубликовав в нём свою крамольную повесть «Дублёнка».

Также Вера Панова оказалась персонажем историй Сергея Довлатова. Лев Лурье: «Довлатов прекрасно знал Панову. В конце 60-х он работал у неё литературным секретарем. Со страниц прозы Довлатова Панова предстает воплощением абсолютной нормы. О ней не было сказано ни одного дурного слова. Она единственный положительный персонаж в прозе Довлатова. Такой уж она была человек».

Литературный календарь

20 марта родилась Вера Панова