Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

или записные книжки фотографа

Помните, как называются цветы, которые растут у вас на подоконнике? Абсолютно все цветы… не какой-то там один в горшочке, а все цветы, за которыми ваша мама или бабушка нежно ухаживают. Так… похоже, что одна Алёна интересуется садоводством. А как называется материал, из которого сшиты шторы на ваших окнах? Так… вижу, вижу… две женщины в зале подняли руки. Из чего сделан платяной шкаф в вашем коридоре? Чем шкаф отличается от шифоньера? Сколько ступенек в пролёте вашей подъездной лестницы? Какие деревья растут в парке через дорогу? Так… кто-то вспомнил Шерлока Хомса и его дедуктивный метод. Как сегодня выглядят спичечные коробки? Какие марки велосипедов вы знаете? Чем творчество отличается от самодеятельности?

фотограф Сергей Каревский

И кстати сказать, это не набор разных по сути вопросов. Это всегда один и тот же вопрос. Насколько вы автор, творец… или так, мимо прошли.

Возьмитесь за руки. Почувствуйте прикосновение! Чужая рука покажется вам приятной, тёплой или прохладной. Постарайтесь сосредоточиться на ощущение, помыслить прикосновение как процесс. В определённый момент, возможно, почувствуете даже вибрацию, лёгкое пробуждение. А что за тем? А затем ничего.

Через три-четыре минуты ваши ощущения сходят на «нет». Вы перестаёте что-либо чувствовать. Три-четыре минуты и всё… вашему телу надоело.
Партнёру, с которым вы держались за руки, свойственна та же перемена самочувствия. Он также перестаёт на вас реагировать. Чтобы отношения продолжить, вам обоим нужно пошевелиться. И для этого вы перебираете пальцами. Хаотично, ради обновления собственных чувств. Этот процесс и называется — самодеятельностью. Вы чувствуете руку другого, вы меняетесь, чтобы продолжать чувствовать. Так пишутся и графоманские стихи. Пишутся, чтобы «душа не онемела».

Что тогда человек подлинно творческий? Это перемена вектора отношений со своего «я» на иное. Это когда не вы чувствуете руку, а вас чувствуют — когда вы становитесь автором некоего ощущения, которое передаётся другому человеку. Выражаясь языком конструктивизма: вы апеллируете к понятиям: читатель, зритель.

На примере фотографии вашими инструментами искусства становятся свет и композиция. В художественной фотографии цвета должны быть чистыми, а композиция читаема. Потому что свет и композиция — это универсальный язык визуального общения. И какой бы смысл вы не вкладывали в свою работу, чтобы её понять другому человеку, она должна передаваться языком света и композиции.

Творчество — язык отношений. Язык, который труден, переменчив, не обстоятелен. В нём «А» зачастую произносится как «Б». Но учиться ему необходимо, если вы автор.

здесь должна быть ваша реклама

Учим язык искусства

Не каждому расскажешь о важном, не всякому доверишься в сокровенном.