Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель и автор сайта, посвящённого теме онтологии текста. Супраментальный роман.

А вы знаете, как называются цветы, которые растут у вас на подоконнике? Все цветы… не какой-то там один в горшочке, а все цветы, за которыми мама или бабушка нежно ухаживают. Так… похоже, что одна Алёна интересуется садоводством. А как называется материал, из которого сшиты шторы на ваших окнах? Так… вижу, вижу… две женщины в зале подняли руки. Из чего сделан ваш шкаф? Чем шкаф отличается от шифоньера? Сколько ступенек в пролёте вашей подъездной лестницы? Какие деревья растут в парке через дорогу? Так… кто-то вспомнил Шерлока Хомса и его дедуктивный метод. Как сегодня выглядят спичечные коробки? Какие марки велосипедов вы знаете? Чем творчество отличается от самодеятельности?

Это не разные вопросы. Это всегда один и тот же вопрос. Насколько вы автор, творец… или так, вышли себя показать, на других посмотреть.

Подойдите друг к другу и возьмитесь за руки. Почувствуйте прикосновение! Чужая рука покажется вам приятной, тёплой, нежной или холодной, шершавой. Постарайтесь погрузитесь в ощущение, помыслить прикосновение как процесс. В определённый момент, возможно, почувствуете даже вибрацию, телесное электричество, лёгкое пробуждение. А что за тем? А затем ничего.

Через три-четыре минуты ваши ощущения сходят на нет. Вы перестаёте что-либо чувствовать. Ваши желания немеют. Три-четыре минуты и всё… вашему телу надоело.

А теперь догадайтесь, что партнёру, с которым вы держались за руки, свойственна та же перемена самочувствия. Он также перестаёт на вас реагировать. Чтобы отношения продолжить, вам обоим нужно пошевелиться, хоть на миллиметр изменить положение относительно друг друга. И для этого вы перебираете пальцами. Хаотично, ради обновления собственных чувств. Этот процесс и называется — самодеятельностью. Вы чувствуете руку другого, вы меняетесь, чтобы продолжать чувствовать, потреблять ощущения. Так пишутся и графоманские стихи. Пишутся, чтобы самовыразиться. Чтобы кого-то удивить, поразить, взять за душу и насладиться присутствием другого.

Что тогда человек творческий? Это перемена вектора отношений со своего «я» на иное. Это когда не вы чувствуете руку, а вас чувствуют — вы становишься автором некоего ощущения, которое передаётся другому человеку. Выражаясь эротическим языком, вы делаете другому приятное. Выражаясь языком конструктивизма: вы апеллируете к понятиям: читатель, зритель.

На примере фотографии вашими инструментами искусства становятся цвет и композиция. В искусстве фотографии цвета должны быть чистыми, а композиция читаема. Потому что цвет и композиция — это универсальный язык визуального общения. И какой бы смысл вы не вкладывали в свою работу, чтобы её понять другому человеку, она должна быть расшифрована языком цвета и композиции.

Говорят, что творчеству научить нельзя. Как представляется, я ставлю этот тезис под сомнение. Творчество — язык отношений. Да этот язык труден, нетрадиционен, переменчив, не обстоятелен. В нём А зачастую произносится как Б. Но понимать его и владеть им любому автору необходимо. Даже если этот язык привиделся вам во сне или он открылся при рождении.

Насколько вы автор, творец?