Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

или записные книжки фотографа

Фотограф Сергей Каревский
Алексей

В любой день может ничего не случиться. Ничего не случится и на следующей день. И непонятно мне самому, для чего я рассказывал о проверке документов на станции метро… как меня остановил полицейский. Ведь это происшествие — пустая трата времени. Оно столь же банально, как история машиниста, который на чёрном паровозе медленно выруливает от станции Обираловка. Первый вагон, второй вагон…

Остановил полицейский, спросил документы. Документов при мне не оказалось. В отделении проверили по компьютеру, сверились с базой данных. И всё. Ничего интересного, выдающегося… никакого рассказа, а тем более романа из подобного материала не создашь. Разве что из пальца высосешь. (И хорошо, если этот палец окажется перстом, а не заурядной конечностью.) (Анну Каренину автор вначале хотел с моста сбросить по французской моде, это уже потом под вагоны, в грязь…) Разве что всё переиначишь, передумаешь, приставишь ритмично сюжет (или хотя бы разбередишь лирического героя). И тогда «не происшествие», «не событие» заиграет красками художественного текста, обернётся смыслом, а ещё, не дай бог конечно, моралью. Оно могло бы послужить намёком, подтолкнуть воображение к завидным формам искусства. Придать моим фантазиям ощущение грядущего замысла, а не наоборот.

Жизнь проходит в сумасшествии тихом. Писать заметки на каждый день, вести дневник — собирать материал. А потом, если повезёт, доводить материал до ума. Если будут время и силы, закрыться, запереться от суеты, от реальной жизни и творить, творить. Никаких событий и не надо — только безусловное, чистое вдохновение и поменьше шума вокруг. (Можно и две борозды вспахать, лишь бы мужики не сильно смеялись.) И тогда субъективное «я» развернётся до трагедии из духа музыки. Но будет ли эта музыка только результатом видений (пусть мимолётных), фантазий, мечтаниями о гармони, наивысшей правды по отношению к реальной жизни? Василий Розанов писал, что в революции 17-го года повинна русская литература… а мне хочется конкретизировать это пространное обвинение — повинна в области пустых мечтаний, безнадёжных иллюзий. Русская литература не знает обыденности. Она болеет за переделку мира, она сокрушает некую (по большей части ею же самой и выдуманную) несправедливость. Русская литература не моет посуду, не сидит с детьми, не занимается этой обыденной, невероятно скучной и, в то же время, тяжёлой жизнью. И пусть бытовуха описывается на её страницах в более или менее ярких, чётких деталях. Но литература стоит посреди коммунальной житейской кухни как гусар, или как городовой, или как участковый… и спрашивает голосом Валерия Золотухина: «А совесть у вас есть?»

Фотограф Сергей Каревский
Валентина

здесь должна быть ваша реклама

Послужить намёком

Предыдущая статья
Следующая статья

Не каждому расскажешь о важном, не всякому доверишься в сокровенном.