Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

или записные книжки фотографа

фотограф Сергей Каревский

Я не всегда заключаю цитаты в кавычки, проявляя толерантность к несчастным заключённым мысли. И давайте я расскажу, что имел в виду предыдущими заметками. Наше отношение к искусству складывается из личного запроса. А как иначе? Каждый берёт от искусства именно необходимое в данный момент его пониманию, его душе. И тут стыдно спорить, что хорошо в искусстве, а что для искусства плохо, что снижает его уровень до графомании и превращает в пошлость, где его больше, а где меньше, и где нет совсем. Дух дышит, где хочет — одна из библейских аксиом. Если вы настроены эволюционировать, то непременно найдётся именно вам нужная книга. Пусть это будет Донцова или Устинова. У эволюции также имеются тупиковые ветви развития. А вдруг на примере Донцовой, как на ушедших в ил микроорганизмах, вырастет чудесный коралловый риф и мы (и я в том числе), ещё обзавидуемся жизни на Мальдивах. Впрочем, и тут я утрирую. Я больше люблю сибирскую глухомань — там можно послушать, что о тебе думает природа. Просто, не нам судить. Не нам оценивать чьё-то творчество. В конце концов, заметки по поводу искусства становятся метафорой чьего либо восприятия. Куда интереснее работать с поводом.

Текст пишется здесь и сейчас. Вот что поистине завораживает. Человек идёт к автобусной остановке. Пусть это будет пожилой человек. Пусть это будет женщина. Что носят сегодня женщины за 60? Сегодня они носят не ту одежду, что предлагают им лишь обстоятельства. Сегодня по одежде возможно узнать, в каких человек отношениях с реальностью, о чём он думает. Женщина идёт к автобусной остановке и в ней звучит внутренний монолог — и это уже в совокупности рассказ. Надо только понять, о чём ты рассказываешь. Надо изучать. Не надо фантазировать, что тебе самому, как автору, приходит в голову, глядя на эту женщину. Нужны время и силы для исследования. Важны молния или пуговицы на её пальто, куртке, накрасила ли ногти, почему прихрамывает, поднят ли воротник… каждая мелочь. И вот тогда, может быть, её мысли окажутся не шутовской аллюзией, навязанной героине автором, а честным, оголённым стечением самой жизни. «Бум-бум-бум» в её голове автор перефразирует в слаженную мелодию — ведь женщина идёт по вселенной, а не в каком-то замкнутом историко-литературном континууме.

В поэзии я знаю сейчас только нескольких авторов, у которых есть своя поэтическая наука. Ганна Шевченко и Герман Власов. Кто исследует пространство, а не перебирает всем известные анекдоты. У кого, если падает в стихах снег, идёт дождь или шагает пешеход — то это связано с их опытом и исследованием реальности, а не с умением работать парафразами на чужих текстах. Путь этот выбор авторов основан на моём личном восприятии. Эти авторы нужны мне для того, чтобы моя собственная речь дышала. У вас будет иное впечатление. Мы занимаемся творчеством не только благодаря речи. Но и творчество обращается к нам с речь, которая живёт и в нашем эмоциональном фоне, и даже в чувственных бессловесных формах есть признаки речи. Изучение себя, как элемента творчества, творческого элемента — есть следующая эпоха в искусстве. Не путайте с модернизмом. До этого мы только подражали искусству.

фотограф Сергей Каревский

   

фотограф Сергей Каревский

   

фотограф Сергей Каревский

   

фотограф Сергей Каревский

здесь должна быть ваша реклама

Изучение себя

Предыдущая статья
Следующая статья

Не каждому расскажешь о важном, не всякому доверишься в сокровенном.