Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Наиболее важное и интересное на тему онтологии текстов и литературного творчества. Супраментальный роман.

Статью Галины Бурденко можно прочитать как у нас на сайте, так и скачать в формате pdf.

Зеркало «Набоков»

Четвёртая глава романа Набокова «Дар» целиком посвящена Н.Г. Чернышевскому. Герой Набокова — Фёдор Константинович Годунов-Чердынцев, молодой поэт — задумывает и пишет роман «Жизнь Чернышевского». В пятой главе «Дара» читатель видит многочисленные ругательные рецензии; среди них есть и такие забавные, из которых следует, что автор рецензии, в отличие от Годунова-Чердынцева, пристрастно и досконально изучившего дневники и всё творчество Чернышевского, — не знает даже обстоятельств смерти Николая Гавриловича и полагает, что того повесили, а ссылку в Сибирь (как у Достоевского) ему придумал молодой автор…

Зеркало «Толстой»

Пьеса «Заражённое семейство» впервые была опубликована в 1928 году (издательство «Федерация»: «Лев Толстой. Неизданные художественные произведения»), но написана она на злобу дня ещё в 1864 (напомню: «Что делать?» вышел в свет в 1863). Пьеса, как мне показалось, пародирует не столько роман Чернышевского (я её и прочитала потому, что в ней содержатся насмешки над романом и его автором), сколько роман Тургенева «Отцы и дети» (1862). По крайней мере, тургеневские герои вспоминаются, когда читаешь пьесу. Вспоминается даже «Горе от ума», но никак не Чернышевский. Толстой же признавался, что написал пародию на новых людей, изображённых и Тургеневым, и Чернышевским….

Галина Бурденко «Кривые зеркала, или Реабилитация Чернышевского»