21 марта 1914 года родилась Наталья Романовна Гусева (— 21.04.2010, Москва), русская писательница, драматург и переводчица, доктор исторических наук. Специалист по культуре Индии и индийским религиям. Урожденная Четыркина.
Родилась в селе Рубежовка Киевской губернии в семье служащих. Рано потеряв маму, воспитывалась вместе с братом сначала няней, а потом бабушкой, бывшей дворянкой и классной дамой в Петербургском сиротском институте Императора Николая II.
Училась в техникуме и одновременно работала на шинном заводе «Красный треугольник». Техникум закончила с отличием, поступила в Ленинградский государственный университет по индийскому отделению филологического факультета. По окончании, получив специальность индолога, работала по договорам в Институте востоковедения.
Научный сотрудник Московского института этнографии им. Миклухо-Маклая с 1944 по 2000 год. В 1950 году Наталья Романовна вместе с мужем уехали в Ташкент, где с 1950 по 1952 годы она работала научным сотрудником Института востоковедения АН Узбекской ССР. В 1961-1963 годах работала в Индии, провела сопоставление древних форм культуры славян и арьев, иллюстрируя примеры сходства их в языке и религии.
В 1949 году начала печататься в журнале «Советская этнография». Занималась исследованием «Слова о полку Игореве». Печаталась в журнале «Слово». С 1976 года — член Союза писателей СССР, позднее член Союза писателей России. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Автор порядка 160 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян, драматург, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру. Один из ярчайших и талантливейших идеологов неоязычества — движения, зародившегося в нашей стране ещё в 70-е годы прошлого столетия. Впервые создала небольшой словарь русско-санскритских схождений (450 слов), дважды опубликованный в её книгах: «Русские сквозь тысячелетия», М., 1998, «Славяне и Арьи. Путь богов и слов»., М., «ФАИР — ПРЕСС», 2001
Именно благодаря её исследованиям стали доступны индийские ведических тексты русскоязычным читателям. Вслед за Тилаком, Санкритьяяной, Уорреном и Елачичем и другими учёными закрепила доказательства Арктической теории прародины человечества.
Наталье Романовне также написала несколько пьес: «Рамаяна», «Царь скиталец» (по сюжету индийского эпоса) и « Приключение десяти царевичей» (по сюжету древнего индийского романа).
Правительство Индии за развитие российско-индийских связей удостоило её премией Джавахарлала Неру.
Построения Натальи Гусевой в отношении «славяно-арийских» параллелей в языке и культуре не принимаются наукой.
Гусева завещала кремировать её, отвезти прах в Индию и развеять его над священной Гангой.
Казуарина – «поющее дерево» прибрежных песков
Не забуду песнь казуарины —
Легкий чистый голос тонких веток
На песчаном берегу залива
Омываемых дыханьем ветра.
Ветер — плоть от плоти океана
Пил свободу, небо и просторы,
Жадно он любил чужие страны,
Жарко обнимал чужие горы.
Расточал он сердце над пустыней,
Грудью согревал чужие скалы
И не помнил о казуарине,
Намертво закованной песками.
А она ждала его дыханья,
В одинокой жажде цепенея,
Всей душой предавшись ожиданью,
Тонкоствольной жизнию своею.
Но внезапно раздвигались стены
Одиночества и отчужденья —
В парусах далекой белой пены
Волны возглашали возвращенье.
В добровольный плен к своей невесте
Как в спасенье устремлялся ветер,
Чтобы дать рожденье новой песне
В тишине прозрачных смуглых веток.
К ночи в города спешат машины,
И пустеют под луной дороги,
И тогда поёт казуарина,
Вспоминая многое и многих.