Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Фотограф. Писатель. Сотрудник Русского ПЕН-центра. Создатель сайта literart.ru, посвящённого теме онтологии текста. Автор книги «Супраментальный роман».

Литературный календарь

28 марта 1483 года родился Рафаэль Санти (1483, Урбино), итальянский художник (получивший титул «мастер Мадонн») и архитектор («Сикстинская мадонна», собор святого Петра, росписи Ватиканского дворца). Первую мадонну («Мадонну Солли») Рафаэль написал в 1502 году, ещё будучи учеником Перуджино. С тех пор Рафаэль пишет мадонн всю жизнь. Некоторые исследователи связывают такое «увлечение» с потерей матери, которая умерла, когда Рафаэлю было всего лишь 8 лет. Другие считают, что это связано с учителем Перуджино, который сам создал целую галерею Марии с младенцем. Всего Рафаэлем создано более 40 образов мадонн.

Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора в итальянском городе Урбино (Urbino). День его рождения в биографических источниках разнится. Это и 27 или 28 марта, иногда 6 апреля. Удивительно (и это уже точно), что скончался Рафаэль 6 апреля. Связывать дату рождения и дату смерти не только увлечение биографов, но и самой судьбы (Уильям Шекспир, Будда Шакьямуни или рок-певец Дэвид Боуи).

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна с розой). 1520 год.

Отец — Джованни Санти (Giovanni Santi) работал художником и декоратором в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) была, как теперь говорят, домохозяйкой.
С детства проявлял талант. Рано потерял родителей. В восьмилетнем возрасте умерла его мать, а ещё через три года — отец. Отдан на обучение к художнику Пьетро Перуджино. Стал любимым учеником. Перуджино доверял Рафаэлю писать копии собственных полотен, и вскоре даже профессионалы не моги отличить их от оригинала.

С началом XVI века перебирается во Флоренцию, где знакомится с Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и другими мэтрами. И кстати, мы не узнали бы о существовании полотна «Леда и лебедь» Леонардо, если бы не копия Рафаэля.
В 1508 году художник по приглашению Юлия II переезжает в Рим. Становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. Живёт в особняке, построенном по его проекту в античном стиле. Далеко не бедствует, как иные художники. Будучи завидным женихом, так и не обустраивает официально личную жизнь.

Маргариту Лути он встретил, когда трудился над Амуром и Психеей в саду Киджи. Художник дал отцу девушки вознаграждение за то, чтобы он позволил ей поработать натурщицей. Вскоре молодая красавица стала музой творца, и он выкупил её у родителя (пекаря) за большие деньги. После смерти художника, унаследовав особняк и некоторую сумму — Маргарита Лути ушла в монастырь.

Пабло Пикассо скажет: «Если Леонардо обещал нам рай, то Рафаэль нам его подарил!»

«Мадонна Солли», 1504 — одна из первых мадонн мастера, написанная в Флоренции.

Мадонна Солли

«Три грации», 1504 — самая знаменитая работа живописца в жанре мифологии, произведение раннего этапа творчества.

Литературный Ежедневник
Три грации

«Дама с единорогом», 1506 — картина, созданная под непосредственным влиянием Джоконды. Один из первых портретов кисти мастера.

Литературный Ежедневник
Дама с единорогом

«Афинская школа», 1511 — знаменитая фреска из росписи папского дворца в Ватикане с изображением знаменитых античных философов.

Литературный Ежедневник
Афинская школа

«Сикстинская Мадонна», 1512-1513 — вершина творчества Рафаэля и всей эпохи Высокого Возрождения. Наиболее узнаваемая работа живописца.

Литературный Ежедневник
Сикстинская Мадонна

Рафаэль один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии.

Скончался 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Причиной смерти стало респираторное заболевание и связанная с этим высокая температура.

Его картина «Сикстинская Мадонна» — одна из самых узнаваемых в истории. Она стала вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Фёдора Достоевского. Он много раз приходил к ней, будучи в Дрездене, шокировал смотрителя зала тем, что вставал на стул, дабы «видеть» её лицо и глаза.

В кабинете над диваном Фёдор Михайлович повесил репродукцию центральной части «Сикстинской мадонны». На этом диване и под ликом мадонны писатель умер (подробнее в дневнике и воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской). Образ «Сикстинской мадонны» стал сквозным в творчестве Достоевского, он появляется в трёх его романах: «Преступление и Наказание», «Бесы», «Подросток».

«Всегда готовый учиться, он впитывал в себя одно влияние за другим: нежность «задумчивых Мадонн» Перуджино, сфумато и «композиционный треугольник» Леонардо да Винчи и, наконец, на последнем этапе творчества, мощную пластику фигур Микеланджело. Он много рисовал с натуры и постепенно, от эскиза к эскизу, достигал совершенства формы и равновесия композиции, часто прибегая к приёму калькирования рисунков (проверки их в зеркальном изображении). «Творчество не было для него горькой мукой или туманной, неясной целью. Стремительно совершенствуясь, Рафаэль всякий раз умел поставить себе вполне разрешимую задачу… Рафаэль всегда делал то, что хотели делать другие». По остроумной формулировке Г. Вёльфлина «в нём бродят впечатления искусства Микеланджело и Леонардо». Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения.

Историческая заслуга Рафаэля состояла в том, что в своём искусстве он связал в одно целое два разных мира — мир христианский и мир классический» Гращенков В. Н. Об искусстве Рафаэля.

С началом XX века зародилась тенденция отрицания классики. Один из ярких примеров в литературе — это футуристы с манифестом «Пощёчина общественному вкусу». Не избежала подобных нападок и «Сикстинская мадонна», занявшая в живописи место символа обывательского вкуса. Критик Стасов нападает на академизм Рафаэля, Лев Толстой в 1890-е критически отзывается о картине, в 1900-е уже ненавидит «Сикстинскую мадонну», а ведь ещё в 1857 году (после посещения Дрезденской галереи) писатель повесил репродукцию картины у себя в кабинете в Ясной поляне. На лицо «духовный» прогресс!

Ярую ненависть Льва Толстого к картине Рафаэля засвидетельствовал Сергей Булгаков: «Пример подобной же изощрённой грубости относительно Мадонны я имел ещё в беседе с Л. Толстым, в последнюю нашу встречу в Гаспре 1902 года, когда он оправлялся после опасной болезни. Я имел неосторожность в разговоре выразить свои чувства к Сикстине, и одного этого упоминания было достаточно, чтобы вызвать приступ задыхающейся, богохульной злобы, граничащей с одержанием. Глаза его загорелись недобрым огнём, и он начал, задыхаясь, богохульствовать. «Да, привели меня туда, посадили на эту Folterbank, я тёр её, тёр ж.., ничего не высидел. Ну что же: девка родила малого, девка родила малого — только всего, чего же особенного?» И он искал ещё новых кощунственных слов, тяжело было присутствовать при этих судорогах духа».

Литературный Ежедневник
Павел Федотов «Старость художника, женившегося без приданного в надежде на свой талант» (1846–1847)

— Меня тянет, — ответил Ефим, — <…> затаиться где-нибудь под одним из диванов, на которых сидят созерцатели мадонны, дождаться звонка и перележать там время, пока уйдут сторожа, а потом вырезать мадонну и уничтожить.
Алпатов опустил глаза и, бледный, тихо сказал:
— Я мог бы за это убить.
«Сикстинская мадонна» в романе М. Пришвина «Кощеева цепь»

«И вдруг — незаметно, нечувствительно — всё вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара» В.В. Вересаев «Мать».

Литературный календарь

28 марта родился Рафаэль Санти