Сергей Каревскийhttp://literart.ru
Наиболее важное и интересное на тему онтологии текстов и литературного творчества. Супраментальный роман.

Литературный календарь

10 марта 1749 года родился Лоренцо да Понте (— 1838), настоящее имя Эмануэле КОНЕЛЬЯНО (DA PONTE Lorenzo — Emanuele CONEGLIANO), итальянский писатель.

Вы когда-нибудь вслушивались в тексты опер Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787) и «Так поступают все женщины» (1790). Не правда ли, они до сих пор превосходны! Как написал бы какой-нибудь заунывный критик — свежо!

В нынешнем веке появилась пьеса «Да Понте в Санта-Фе» австрийского драматурга, прозаика и сценариста Петера Туррини, где наш достопочтимый персонаж сетует, что имя его не пишут на афишах. Все вокруг превозносят лишь музыку «великого Моцарта»! Поэтому Лоренцо да Понте пора самому выйти на сцену и разъяснить зрителям, что он тоже заслуживает толику признания. Однако, по задумке нашего современника, осуществить этот план ему не дают вездесущие капельдинеры.

На самом деле, да Понте был на удивление деятельным и предприимчивым человеком. Если бы ему взбрело в голову взобраться на сцену и что-нибудь крикнуть в толпу, ему бы и сам чёрт не помешал. Это убедительно демонстрирует, например, такой случай из жизни экстравагантного итальянца. Когда недруг да Понте, граф Розенберг, ссылаясь на императора, приказал убрать балетную сцену в III действии из «Свадьбы Фигаро» (где Сюзанна, чтобы одурачить Графа, передает тому записку), Моцарт настолько разозлился, что если верить да Понте, чуть не полез в драку. Писатель был хитрее. Он дождался пока император заметит, что следующая сцена Графа и Сюзанны непонятна. да Понте поведал правителю о причинах неувязки, и после этого балет «вернулся на место». Не правда ли, да Понте умел добиться желаемого результата?

Так вышло, что с либретто для «Дон Жуана» Лоненцо никак не поспевал, поскольку его уже призывал в качестве автора текстов другой модный композитор — Сальери. Тогда он попросил своего приятеля доделать за него работу, а приятелем был никто иной, как Казанова. От последнего сохранились даже рукописные куски, не вошедшие в либретто. И вообще, да Понте мотался по всей Европе беспрерывно, пока не уехал в Америку (в возрасте 56 лет), где среди прочих занятий преподавал итальянский язык и литературу в Колумбийском университете, а также был антрепренером итальянской оперной труппы в Нью-Йорке. Именно по его инициативе (в содружестве с М. Малибран — сестрой П. Виардо) в Нью-Йорке было впервые построено здание для оперного театра (1833).

«По старому театральному обычаю в финале на сцене должны появиться все певцы, и если бы их было три сотни, то они должны были бы спеть по отдельности, вдвоем, втроем, вшестером, вдесятером… И если бы ход пьесы не позволил им этого, то драматург всё равно должен был бы найти средства и пути сделать это возможным,.. хотя бы и вопреки всякому здравому смыслу и всем мудрецам мира. Если затем сочтут, что получилось плохо, то тем хуже для драматурга».

Литературный календарь

10 марта родился Лоренцо да Понте