10 марта

фотограф Сергей Каревский

По старому стилю сегодня 25 февраля.

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).


СОБЫТИЕ ДНЯ:

1939 — Открывается XVIII съезд ВКП(б). На нём будет принято решение о победе социализма в СССР и «постепенном переходе от социализма к коммунизму». На съезде укажут на необходимость всемерного повышения обороноспособности страны, поддержки в боевой готовности Советских Вооруженных Сил, ускоренного развития наиболее важных отраслей оборонной промышленности. Съезд закончит свою работу 21 марта.

Шолохов М. А. Из речи на XVIII съезде ВКП (б)

Товарищи! С чувством робости вступил я на эту трибуну. С робостью потому, что стоит за моими плечами невеселая слава автора многотомных и, к моему сожалению, неоконченных романов. Вот я и подумал, как только председательствующий огласит мою фамилию, вы скажете: «Эге, да это тот самый Шолохов, который длинно пишет и не кончает. Пожалуй, он и говорить будет так же длинно, пока ему председательствующий не напомнит о регламенте». А сказав так, вы потихоньку начнете вставать и уходить. Так вот, пока вы не успели покинуть ваши места, спешу предупредить, что говорить буду коротко и обязательно кончу до звонка. А если и эта моя короткая речь вам покажется длинной, — вы только немного пошевелитесь, и я стремительно пойду на закругление…
Я буду говорить о литературе и немного о бумаге — об этих двух, так сказать, смежных областях искусства и промышленности.

С завистью слушал я выступления предшествовавших ораторов: о чем бы они ни говорили, будь то уголь, хлеб, нефть или свекла, они приводили цифры, проценты, и, таким образом, была видна проделанная работа. Ну, а литература — это такая материя, которая имеет лишь отдаленное отношение к цифрам и процентам. И получается так, что вот стоишь на трибуне с голыми руками и опереться вроде не на что…

Я думаю, товарищи, что не стоит здесь говорить о нашей продукции — о книгах, вышедших за истекшее пятилетие. Не стоит потому, что хорошие книги вы все читали и помните их, а о плохих нет надобности вспоминать.

Пишем мы пока мало. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что книжные съездовские киоски по разделу художественной литературы поражают прискорбной бедностью. Не знаю, что испытывают остальные братья-писатели, являющиеся делегатами съезда, но я, проходя мимо такого киоска, стараюсь околесить его подальше и убыстряю шаг, так как, того и гляди, кто-нибудь из делегатов возьмёт тебя за рукав и спросит: «Что это бедность вас так одолела, почему книг нет?»

Ну, а такие разговоры, вы сами, товарищи, понимаете, для писателя ничего приятного не представляют.

Но кроме этого, товарищи, к нашей беде, и пишем мы не всегда хорошо. Разумеется, за двадцать лет существования советской литературы мы имеем и достижения. Правительство отметило это, наградив орденами многих писателей…

Творчество поэтов и писателей братских национальных республик, прежде мало известное русскому народу, стало теперь общенародным. Свежие голоса национальных писателей слились с голосом русской литературы, обогатили ее и сделали подлинно интернациональной.

Кого из нас не восхищали эпические, мужественные в своей простоте песни Джамбула? Кого не прельщала пленительная сладость стихов грузинских поэтов? Кто оставался равнодушным, читая узорные, певучие строки Сулеймана Стальского? Даже утратив при переводе частицу своей первобытной прелести слова этих писателей находили прямую дорогу к нашим сердцам…

Товарищи, вы знаете, что взаимоотношения, издавна установившиеся между советскими писателями и читателями, совершенно иные, нежели в капиталистических странах. Народ, которому мы служим своим искусством, ежедневно говорит о нашей работе устами читателей. Нас критикуют, ругают, когда надо, поддерживают под локоть при творческих неудачах, хвалят, когда мы этого заслуживаем, и каждый из нас постоянно чувствует около себя эту направляющую исполинскую трудовую и ласковую руку народа-созидателя. И вот, когда народ говорит писателю, что он мало пишет или плохо пишет, — что может ответить писатель в свое оправдание? Лицо его становится довольно скучным, он невнятно лепечет, что будет работать лучше. И иногда исправляется, правда не всегда это бывает. Иной раз он и хотел бы написать лучше, но не выходит, пороха не хватает; как говорится, был писатель, да весь вышел.

Но есть другая сторона дела, и об этом надо сказать раздельно и внятно — это вопрос о бумаге. Процент бумаги, отпускаемой на художественную литературу, ничтожно мал, обидно мал! Работники Гослитиздата говорят, что если в этом году издать по одной книге каждого награжденного писателя, а их 172, то на этом бумажные лимиты кончатся, но ведь издавать надо не только тех, кого наградили, но и тех, кого наградят в будущем.

А потом есть ещё одна категория писателей, которых «награждали» в далеком прошлом. Их «награждали» ссылками в Сибирь и изгнанием, их привязывали к позорным столбам, их отдавали в солдаты, на них давили всей тупой мощью государственного аппарата, церкви, наконец, их попросту убивали руками хлыщей-офицеров. Но за этот позор, за это величайшее бесстыдство пусть отвечает перед историей тот проклятый строй, с которым наш народ и партия навсегда покончили в октябре 1917 года. А у нас этих писателей-классиков чтут и любят всем сердцем, и только теперь, при советской власти, они получили широчайший доступ к народу. Книги их издаются миллионными тиражами, и их не хватает. Надо будет дать больше бумаги для печатания художественной литературы. Надо так поставить дело, чтобы бумага ждала хороших произведений, а не произведения — бумаги. Если на Пушкина имеется миллион читательских заявок, если на Шевченко имеется полмиллиона заявок, а мы издаем в этом году только десятки тысяч книг этих писателей, то такое положение нетерпимо.

Одно время, когда Гослитиздат за неимением новинок занимался только переизданием старых книг, писатели иронически окрестили его «Гослитпереиздат». Боюсь, что, если так и дальше будет с бумагой, Гослитиздат получит другое имя — «Гослитнеиздат». Но всё же писатели питают крепкую надежду, что вопрос об увеличении отпуска бумаги на художественную литературу будет решён положительно…

Несколько слов, товарищи, по вопросу об отношении советских писателей к войне, навязываемой нам фашистами. Мы, писатели, надеясь в будущем по количеству и качеству продукции обогнать кое-какие отрасли промышленности, никак не собираемся обгонять одну отрасль — оборонную промышленность, во-первых, ее все равно не обгонишь, а во-вторых, это такая хорошая и жизненно-необходимая отрасль, что ее просто как-то неудобно обгонять. Пусть она растет и дальше нам на доброе здоровье, а врагам на смерть.

Советские писатели, надо прямо сказать, не принадлежат к сентиментальной породе западноевропейских пацифистов… Если враг нападет на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства, отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!

В частях Красной Армии, под её овеянными славой красными знаменами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем — нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберём… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…

Товарищи, как и многие из вас, я — впервые на съезде партии. Мы с гордостью можем сказать, что являемся первыми ростками взращенной партией советской интеллигенции. За нами последуют десятки миллионов приобщившихся к культуре людей.

Сегодня в ЕЖЕДНЕВНИКЕ: Борис Акунин, Джордж Байрон, Кристофер Джон Барс, Александр Белл, Юзеф Близиньский, Борис Виан, Франсуа-Мари Аруэ Де Вольтер, Даниил Данин, Алексей Борисович Лобанов-Ростовский, Карл Маркс, Ю. Марцинкявичус, Анатолий Иванович Мошковский, Вадим Дмитриевич Охотников, Николай Евграфович Пальчиков, Лоренцо Да Понте, Теренс Мервин Раттиган, Мери Ричардсон, Владимир Сорокин, Фёдор Сологуб, Генрих Фоулер, Джулия Харт, Тарас Шевченко, Фридрих Шлегель, Михаил Шолохов, Йозеф Фон Эйхендорф.

ПРИМЕТЫ

Тарас-кумошник, Тарасий Бессонный.

Средний срок появления проталин на севере. В этот день ни рано ложиться, ни тем более спать днём не рекомендуется, чтобы не напала кумоха — лихорадка.

Кумаха — нечистая сила, не сулит она добра. Начнёт человека среди дня крутить, ввечеру ноги ломить. Кумахе лишь один день в году выпадает взойти на крыльцо, пошастать у нас по дому. «Хоть по стенке ходи, а спать погоди»… читаем далее >>>


ДЕНЬ-ДЕНЬСКОЙ

Борис Виан, «Пена дней», роман. Перевод В. Ляпицкого.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В жизни самое главное ― подходить ко всему с априорными мнениями. В самом деле, оказывается, что массы ошибаются, а индивидуумы всегда правы. Нужно остерегаться выводить отсюда правила поведения: совсем не обязательно их формулировать, чтобы им следовать. Есть только две вещи: это всякого рода любовные дела с прелестными девушками и музыка Нового Орлеана или Дюка Эллингтона. Остальное должно исчезнуть, ибо остальное уродливо, и нижеследующие страницы повествования черпают всю свою силу из того факта, что история эта совершенно истинна, поскольку я её выдумал от начала и до конца. Сама же её материальная реализация состоит по сути дела в проецировании реальности — в перекошенной и разогретой атмосфере — на неровную и порождающую тем самым искривления поверхность. Самый что ни на есть благовидный подход, как видно.

Новый Орлеан. 10 марта 1946 года

Литературный Ежедневник
Фёдор Сологуб

Фёдор Сологуб

* * *

Дорогой скучно-длинною,
Безрадостно-пустынною,
Она меня вела,
Печалями изранила,
И разум отуманила,
И волю отняла.

Послушен ей, медлительной,
На путь мой утомительный
Не жалуясь, молчу.
Найти дороги торные,
Веселые, просторные,
И сам я не хочу.

Глаза мои дремотные
В виденья мимолётные
Безумно влюблены.
Несут мои мечтания
Святые предвещания
Великой тишины.

9-10 марта 1896


ИСТОРИИ, СОБЫТИЯ, ИМЕНА

1710 — выходит в свет первая печатная географическая книга на русском языке под названием «Географиа или краткое земного мира описание».

Литературный Ежедневник
Лоренцо да Понте

10 марта 1749 года родился Лоренцо да Понте (— 1838), настоящее имя Эмануэле КОНЕЛЬЯНО (DA PONTE Lorenzo — Emanuele CONEGLIANO), итальянский писатель.

Вы когда-нибудь вслушивались в тексты опер Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787) и «Так поступают все женщины» (1790). Не правда ли, они до сих пор превосходны! Как написал бы какой-нибудь заунывный критик — свежо! читаем далее >>>

1755 — в Петербурге дается первая в России опера на русском языке — «Цефал И Прокрис» (автор либретто — А. Сумароков).

1762 — в Тулузе колесовывается протестант Жан Каллас, что послужит поводом для начала кампании Вольтера за религиозную терпимость.

Литературный Ежедневник
Фридрих Шлегель

10 марта 1772 года родился Фридрих Шлегель (Friedrich SCHLEGEL) (Ганновер — 12.01.1829, Дрезден), немецкий философ, критик, писатель и поэт, стоявший у истоков романтизма, который первым и применил этот термин в литературе. Брат Августа Вильгельма фон Шлегеля, историка литературы, критика, поэта и переводчика, который впоследствии стал рассматривать оппозицию классицизм — романтизм, и который как-то заметил, что «господствующий принцип древней музыки — ритм и мелодия, новой — гармония». Я добавил бы к этому, что последующим принципом должно было бы стать воплощение — эх, дожить бы!

Фридрих учился в Гёттингене и Лейпциге, где изучал классическую филологию. В 1797 году опубликовал сборник эссе «Греки и римляне» (Die Griechen und Rmer) и в 1798 «Историю поэзии греков и римлян» (Geschichte der Poesie der Griechen und Rmer, незаконч.). В этих работах, написанных под влиянием И. И. Винкельмана, прообразом истинного искусства была древнегреческая поэзия, воплощение «объективно-прекрасного»; автор резко критикует культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному»… продолжение >>>

1788Йозеф фон Эйхендорф, немецкий писатель, барон («Из жизни одного бездельника»).

1796Джулия Харт, первая писательница, родившая в Канаде.

1801 — первая перепись населения началась в Британии.

1812 — публикуются первые две главы поэмы Джорджа Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». «Я проснулся однажды утром и обнаружил, что знаменит», — напишет поэт, романтик восставших «народов», невысокий и хромой лорд, излучающий потоки эксцентричной энергии и обожаемый женщинами всех времён.

1827Юзеф Близиньский (Jozef BLIZINSKI) (— 1893), польский драматург, переводчик. Комедии Близиньского, повествуют о нравах разоряющейся шляхты, мелкого и крупного чиновничества, отличаются юмором, великолепной образностью в обрисовке персонажей. Лучшие из них «Пан Дамазий», «Обломки» — по сей день входят в репертуар польских театров, сохраняя свою живость и остроту. БЛИЗИНЬСКИЙ был также этнографом-любителем, собирателем пословиц, переводил французскую приключенческую литературу (П. де Кока, А. Дюма-отца, Э. Сю).

1838Николай Евграфович Пальчиков, русский фольклорист, собиратель народных песен. Сборник «Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке» (Санкт-Петербург, 1888). В издание вошли весенние (вешние), протяжные (проголосные), свадебные, величальные, частые (скорые), святочные песни.

1848 — в Париже Карл Маркс избирается президентом Коммунистической Лиги.

1858Генрих Фоулер, английский филолог, автор первого Оксфордского словаря.

1862 — в США входят в оборот первые бумажные деньги.

1876 — прошло три дня после получения патента Александром Белл на телефон. Но именно сегодня изобретателю впервые удаётся дозвониться до своего помощника в соседнюю комнату. Александр произносит контрольную фразу, которая будет угадана его партнёром лишь интуитивно. Он говорит: «Мистер Уотсон, зайдите ко мне. Вы мне нужны». Пройдёт ещё немало времени, прежде чем изобретение будет настолько усовершенствовано, что позволит понимать человеческую речь.

В 1915, когда будет проложена трансконтинентальная телефонная линия, участникам исторического разговора предложат принять участие в её открытии. Белл, находящийся в Нью-Йорке, вновь повторит свои слова. Мистер Уотсон из Сан-Франциско ответит, что ему потребуется не меньше недели, чтобы исполнить эту просьбу.

1878 — в Женеве выпускается карманное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко.

1881 — после убийства Александра II Исполком «Народной воли» обратился к Александру III с письмом, обещая прекратить террор в обмен на конституцию.

Литературный Ежедневник
Алексей Борисович Лобанов-Ростовский

1895 — министром иностранных дел России назначается князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский.

Посланник России в Турции (1859-1863, 1878-1879), где ему удалось добиться подписания Константинопольского мирного договора (1879). Посол России в Великобритании (1879-1882), Австрии (1882-1895), Германии (1895). Главным достижением опытного дипломата на посту министра станет заключение в июне 1896 тайного русско-китайского договора об оборонительном союзе против Японии, благодаря которому Россия получит право на сооружение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через Северную Маньчжурию на Владивосток. Лобанов-Ростовский также был большим любителем отечественной истории и составил значительное собрание книг, автографов и материалов по истории России XVIII и начала XIX веков, издавал архивные материалы и сам написал ряд исторических работ.

18 августа 1896 года внезапно умер в царском поезде при переезде из Вены в Киев.

1905Вадим Дмитриевич Охотников (— 1964), русский прозаик и инженер-изобретатель, автор романа «Дороги вглубь», повестей «Первые дерзания», «Наследники лаборанта Синявина», сборников «На грани возможного», «В мире исканий», «История одного взрыва».

1910 — на экраны выходит фильм Дэвида Уорка Гриффита «В старой Калифорнии». Сам по себе он не примечателен по сравнению с другими работами мастера, но положит начало развитию центра киноиндустрии США. Режиссер снимал историю любви испанской девушки и будущего губернатора Калифорнии близ Лос-Анджелеса. Местечко Голливуд с разнообразным ландшафтом превратится в излюбленное место кинематографистов, сюда станут переезжать все киностудии.

Литературный Ежедневник
Теренс Мервин Раттиган

1911Теренс Мервин Раттиган (Terence Mervyn Rattigan)(10.06.1911, Лондон, Англия — 30.11.1977), английский драматург.

Родился в Лондоне. Учился в Харроу и Оксфордском университете, где вступил в университетское театральное общество. Его пьеса «Первый эпизод» (First Episode), написанная совместно с Ф.Хейманом, была поставлена профессиональным театром в 1933, но прошла не замеченной критиками. Успех ожидал его в 1936 с постановкой фарсовой комедии «Французы без слез» (French Without Tears), выдержавшей более 1000 представлений. Далее Раттигану сопутствовала творческая удача, в некоторой степени объяснимая участием в его постановках таких актёров, как А. Гиннес — полковник Лоуренс («Росс», 1960), Дж. Гилгуд («Вариация на тему», 1958), П. Скофилд — Александр Великий («Приключенческая история»), П. Эшкрофт («Глубокое синее море», 1952). То же относится и к поставленным по сценариям Раттигана фильмам — так в фильме «Принц и хористка» (1957) снимались Лоренс Оливье и начинающая Мерилин Монро.

Его пьеса «Росс» (Ross, 1960) основана на биографии Т.Е. Лоуренса (арабского Лоуренса). Работал в различных жанрах, начиная от того же самого «Французы без слез» (French Without Tears, 1936) до философских драм «Парень из Винслоу» (The Winslow Boy, 1946). Другие его пьесы: «Вариант браунинга» (The Browning Version, 1948) и «Раздельные столы» (Separate Tables, 1954). Посвящен в рыцари в 1971.

На московской сцене в 1980-е шла пьеса «Глубокое синее море» в постановке Р. Виктюка.

1914 — английская суфражистка Мери Ричардсон (RICHARDSON) в Лондонской национальной галерее рубит картину Веласкеса с изображением Венеры мясной тяпкой.

1914Даниил Данин (— 14.03. 2000), российский сценарист, писатель и критик.

Родился в Вильнюсе (Вильно) в семье инженера и врача. Учился на химическом, затем на физическом факультетах МГУ. Окончил в 1936 году. В 1941 окончил Литературный институт. Как критик печатался с 1938, как очеркист с 1954 года. Автор научно-популярных, биографических и мемуарных книг. Участник Великой Отечественной войны, капитан. Член Союза писателей СССР с 1942 года. Был членом КПСС с 1956. с 1992 профессор РГГУ, член Русского ПЕН-центра. Член-корреспондент РАЕН. Премии Всесоюзного общества «Знание» (1962), Ломоносовская (1967), Гос. премия РСФСР (1967), премия журнала «Дружба народов» (1979).

1918 — ввиду германской угрозы съезд Советов принимает постановление временно перенести столицу из Петрограда в Москву.

1919 — общее собрание рабочих Путиловского завода в Петрограде осуждает жесткие действия большевиков и ЧК.

Литературный Ежедневник
Борис Виан

10 марта 1920 года родился Борис Виан (— 23.06.1959), французский поэт, прозаик и драматург, автор и исполнитель песен (джаз), писал сценарии и снимался в кино. Но также инженер, изобретатель, критик, или как сегодня говорят, французский интеллектуал.

Его произведения включены в программы французских лицеев, романы «Пена дней» и «Сердцедер» издаются миллионными тиражами, а рассказ «Пожарные» из сборника «Мурашки» вошёл в антологию «Шедевры смеха». Увы, слава (и вполне заслуженная!) пришла к автору лишь после смерти — лет так десять спустя. Слава писателя — тогда как на своей французской родине он изначально более известен как джазовый музыкант. Причиной припозднившегося успеха послужила невинная, казалось бы, литературная мистификация, наложившая на Виана совершенно необъяснимое, прямо-таки мистическое проклятие… читаем далее >>>

1922 — открывается ЦУМ. До революции в этом доме располагался торговый дом «Мюр и Мерилиз».

1925 — родился Анатолий Иванович Мошковский, поэт, детский писатель.

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. Печатается с 1945 года. Известен повестями в жанре детской научной фантастики — «Семь дней чудес» (1969) и «Пятеро в звездолете. Повесть почти фантастическая о Толе Звездине и четырех его товарищах» (1975); переизданы под названием «Заблудившийся звездолет. Семь дней чудес» (1984).

1930Ю. Марцинкявичус, литовский поэт.

1942Кристофер Джон Барс, доктор философии, переводчик.

Родился в городе Шеффилд (Великобритания). Окончил Кембриджский университет. Магистр искусств (1967), доктор философии (1971), профессор. Стажировался в МГУ (1963-64), преподавал в университете Сент Андрюс (Шотландия; 1967-89), был одновременно редактором «Исследовательского бюллетеня» радиостанции «Свобода» (1974-75). Заведует кафедрой славянских языков и литературы университета в городе Торонто (с 1989). Написал литературную биографию Бориса Пастернака. Переводил русскую прозу: Пастернака, Свирского, Тополя и др. Печатался в «РМ», «Учительской газете», в журнале «Континент».

1960 — в Великобритании впервые публикуется национальный хит-парад альбомов (в еженедельнике Music Week). Первое место занимает Фредди КЭННОН с пластинкой Explosive Freddy Cannon.

1980 — на экраны выходит сатирическая комедия Эльдара Рязанова «Гараж».

1982 — «Парад планет», который проходит на удивление спокойно, без ожидаемых катаклизмов. А чего мы собственно ждали?

1987 — в Ватикане публикуется «Памятка об истоках человеческой жизни и величии деторождения: ответы на некоторые вопросы сегодняшнего дня», в которой осуждаются методы искусственного оплодотворения и содержатся призывы запретить эксперименты с живыми эмбрионами человека.

1993 — Бауманский народный суд Москвы второй раз переносит слушания по искам Андрея Синявского и Марии Розановой к журналу «Континент», который обвинил их в сотрудничестве с КГБ и публикации за границей материалов, порочащих А. Сахарова и А. Солженицына. По утверждению Синявского, «Континент» оклеветал его, сообщив, что во время отбывания срока за «антисоветскую деятельность» в 1966-1971 он якобы писал властям заявление с просьбой о помиловании, в котором признавал себя виновным и обещал исправиться. Журнал, по его словам, также утверждал, что во время наказания у Синявского якобы был льготный режим по сравнению с его «подельщиком» Юрием Даниэлем.

1996 — кубинец Франсиско Феррерас устанавливает рекорд глубины ныряния без специальных средств (130 метров).

1998 — в Уолтоне (Англия) Дин Гуд одно за другим съедает 113 зерен кукурузы за три минуты (мировой рекорд).

1999 — в Центральном доме кино в Москве русского режиссера Никиту Михалкова забрасывают яйцами.

1999 — возрождается Российская Нобелевская премия. В 1889 Товарищество нефтяного производства бр. Нобель учредило при императорском Русском техническом обществе Российскую премию им. Людвига Нобеля «За лучшие и выдающиеся изобретения и усовершенствования в области металлургии или нефтепромышленности». Возрожденную премию намереваются ежегодно присуждать трём специалистам Русское индустриально-техническое общество. Спустя время, после громкого заявления ни о премиях, ни о самом обществе ничего не слышно.

2002 — в 19.05 по ОРТ проходит премьера первой экранизации нашумевшего романа Бориса Акунина «Азазель».

2005 — Госдума прочла Сорокина.

2005 — официально объявлено, что древнейший сохранившийся полный список Библии — Синайский Кодекс — впервые будет полностью издан в цифровом формате.

Подписи под документом поставили Его Преосвященство архиепископ Синайский Дамианос, исполнительный директор Британской библиотеки Линн Бриндли, директор Университетской библиотеки Лейпцига Экхард Хеншке и заместитель директора Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге Александр Букреев.

«Кодекс является главным источником для учёных, которые работают над изучением христианских и иудейских текстов, истории христианской церкви, эллинистической и византийской культуры, истории книжного дела».

2006 — Музеи Московского Кремля отмечают своё двухсотлетие. В этот день в 1806 году император Александр I подписал указ об учреждении общедоступного музея в Оружейной палате старой столицы России.

«Бессмертный полк» и Бал Победы «В шесть часов вечера…»

Погода 9 мая, как и положено в середине весны, — то дождь со снегом, то можно загорать и открывать купальный сезон. Раз на раз не приходится. Единственно, что неизменно в этот день для фотографа — съёмки с раннего утра...

Стрит-фото — это не о людях.

Стрит-фото — это не о людях, это о жизни. Всем известно, что снимать на улице незнакомых людей проблематично. И это не шутки. Дама в красном пальто и широкополой шляпе, заметив направленный в её сторону фотоаппарат, начинает орать: “Не надо...

Образ в студию

Образ — это не дикобраз в твоей голове, ни об раз, ещё раз, ещё много-много раз. Я, к примеру, всегда, всегда остаюсь недоволен собой. То зубки резались, когда мне был годик, и я орал почём зря; то первая влюблённость...

Работа в студии

«Работай, работай, работай: // Ты будешь с уродским горбом // За долгой и честной работой, // За долгим и честным трудом». Это я про себя пою... не про девушку. Девушка — молодец! Три часа терпела меня и мучилась под яростными...

Street photography без прелюдий

Эта история случилась со мной в феврале. Случайное знакомство, долгие беседы. Как говорил герой не моего романа: «Случай часто побеждает судьбу». А затем обстоятельства не позволили мне внести коррективы в опрометчиво сказанное налету. Ну что ж… пусть будет так,...